200 млн. рублей для самолета на альтернативном топливе
Климатическая доктрина России до 2020 года реализуется согласно комплексному плану, содержащему требование разработать меры по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу. Для гражданской авиации это значит переход на альтернативное топливо.
Действуя в соответствии с утвержденным планом, Минпромторг обещает в следующем году показать ряд концепций возможных летательных аппаратов, работающих на альтернативных источниках топлива. В том числе, на электрической энергии, жидком или газомоторном видах топлива. Среди претендентов на новые идеи экологически чистых аппаратов будет проведен конкурс, и к концу 2017 года победитель может рассчитывать на 200 млн. рублей для реализации проекта.
По разъяснению Министерства промышленности и торговли, в связи с ростом объемов авиационных перевозок увеличивается количество сжигаемого топлива из продуктов нефти. Растет загрязнение атмосферы, обостряются экологические проблемы. Кроме того, запасы нефти не безграничны. Мир пришел к необходимости сокращения использования углеродного топлива. Снизить объемы загрязнения окружающей среды позволит переход авиационной техники на альтернативное топливо, например, синтетическое. В качестве топлива может использоваться продукция переработки природного, попутного газа, биомассы, водорода. Их преимущество состоит в меньшем индексе эмиссии углекислого газа или в отсутствии выброса СО2 в атмосферу у углерод-нейтральных видов топлива. Особенно выделяется в этом отношении электрическая энергия для питания летательных аппаратов.
В конце 80-х годов прошлого века в СССР был построен первый экологический самолет — Ту-155. Он был создан на базе Ту-154 и работал сначала на сжиженном водороде, а затем на природном газе. Экспериментальный самолет в 1988 году выполнил около 100 рейсов и стал автором 14 мировых рекордов. Однако до серийного производства Ту-155 доведен не был. Перед 2000-ми в России появился еще один экологический самолет — Ту-156. Заказчиком его выступил Газпром. В качестве топлива аппарат потреблял два вида топлива – авиационный керосин и нетрадиционный сжиженный газ. Проект не дождался серийного производства.
Теперь за электрический самолет взялась Объединенная авиастроительная корпорация в партнерстве с РАН. Они занимаются несколькими проектами, стремясь добиться увеличения электрической мощности аппарата. По сообщению директора Научно-технического центра ОАК Владимира Каргопольцева, «более электрический самолет» является интересной темой для Академии наук и ОАК. В связи с тем, что большая часть энергии двигателей расходуется на вспомогательные системы – приборы, шасси, освещение, кондиционирование, перед учеными стоит задача добиться кардинального увеличения электрической мощности. Действующие двигатели работают с КПД 32-33%. Поэтому разработки проходят в двух направлениях – создания аккумуляторных приборов и привлечения альтернативных источников энергии, в частности, водорода.