Авиакомпании России терпят убытки
На протяжении четырех месяцев 2015 года российские авиакомпании несли убытки, которые суммарно оцениваются в размере 2,2 млрд. рублей. Наиболее проблемными для авиаперевозчиков являются внутренние направления полетов. На этом рынке компании борются за выживание и работают на низких тарифах. На внутренних линиях убытки авиакомпаний достигли 4,6 млрд. рублей. Чтобы покрыть убытки, авиаперевозчики готовы увеличить предложение на 15% и ожидают, что летний период поправит ситуацию.
Убыток на внутренних линиях сопровождался ростом пассажиропотока на 13,2 млн. человек, или 10,8%. Однако на международных линиях при падении пассажиропотока на 10,1 млн. человек, или 14,8%, авиакомпании получили прибыль, общим размером 2,3 млрд. рублей.
О ситуации в отрасли авиаперевозок сообщил президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. Приведенные цифры убытков относятся к 35 самым крупным авиакомпаниям РФ. Как считает Владимир Тасун, ситуация в отрасли продолжает ухудшаться. Огромные убытки – это свидетельство продажи услуг ниже себестоимости. Пытаясь удержаться на рынке, компании не только не окупают своих затрат, но и не могут заработать, чтобы погасить прежние долги.
Снижение доходов авиаперевозчиков началось в 2014 году. Так, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, в течение прошлого года на международных линиях прибыль с одного пассажира снизилась с 316 до 194 рублей. На внутренних перевозках о прибыли речь не идет. Здесь рос убыток: на одного пассажира он увеличился с 486 до 637 рублей. Не помогла поправить ситуацию с ростом убытков оптимизация, проведенная всеми компаниями. Она привела к снижению расходов на 34 млрд. рублей. Тем не менее, себестоимость на внутренних перевозках выросла от 37,4 рублей за тонно-километр до 43 руб. за тонно-километр.
Как считают специалисты компании «Уральские авиалинии», снижать тарифы ниже себестоимости заставляет высокая конкуренция на рынке. Они отмечают «жесткий» демпинг со стороны ряда авиакомпаний. В течение четырех месяцев текущего года средний тариф на внутренних перевозках снизился: ранее он составлял 5,9 тыс. рублей, теперь – 5,5 тыс. рублей. Как считают в «Уральских авиалиниях», в условиях, когда большинство авиакомпаний РФ выполняют перелеты на одинаковой технике, имеющей идентичную эксплуатационную стоимость, дисконт в размере одной-двух тысяч рублей в стоимости билета недопустим.