Leonardo-Finmeccanica выходит из проекта SSJ 100
В проекте SSJ 100 наметились изменения. Итальянская Leonardo-Finmeccanica намерена сократить свою долю в проекте, признавая этим его низкую рентабельность.
Весной прошлого года российский акционер направил 100 млрд. рублей для АО «Гражданские самолеты Сухого», выпускающего самолет SSJ 100. Чтобы сохранить свое участие в программе, итальянской Leonardo-Finmeccanica необходимо также выделить средства на докапитализацию. Однако, итальянский инвестор не внес соответствующей суммы. Следствием такой ситуации может стать сокращение доли Leonardo-Finmeccanica в совместном SuperJet International. Она может снизиться до 10%.
Действия Leonardo-Finmeccanica связаны с обновленной стратегией развития: она выходит из малорентабельных программ. Так, в 2015 году компания продала активы в железнодорожной отрасли, избавившись от 40% акций Ansaldo STS и 100% Ansaldo Breda компании Hitachi. Сомнения в желании итальянской стороны участвовать в докапитализации совместного предприятия возникли еще в 2014 году. Тогда на 36,5 млрд. рублей была проведена дополнительная эмиссия акций ОАО «Сухой», но Leonardo-Finmeccanica не приняла участия в докапитализации. Однако, свое участие в программе сохранила. Уже в конце 2014 года итальянцы владели 5,9% акций, а по итогам 2015 года – 5,5% акций.
Российские акционеры пытались найти выход и предложили выкупить у итальянской стороны 51% акций в Super Jet International, которая продает и поставляет SSJ 100 на рынки зарубежья. Однако, санкции внесли коррективы, так как сделали сомнительным кредитование SJI европейскими банками.
Сегодня участники проекта пришли к согласию о пересмотре уровня участия. Доля итальянской Leonardo-Finmeccanica уменьшится, но партнерские отношения сохранятся. Возможно, Finmeccanica полностью откажется от своей доли в ГСС в пользу ОАК, а доля в SJI снизится с 41% до 10%. Для российского участника программы это обернется необходимостью вернуть задолженность ГСС и SJI. К началу 2016 года она составляла €135 млн. ОАК рассчитается с Finmeccanica за создание интерьера самолета и понесенные затраты на сокращение сотрудников компании SJI. Это составит сумму в €24 млн.
Несмотря на такое решение, партнерство будет сохранено. Самолеты будут поставляться под сертификатом EASA, партнеры будут осуществлять совместные продажи и совместное послепродажное обслуживание.