Напечатанные двигатели установят на беспилотники
Беспилотники для Минобороны оснастят двигателями, которые будут печататься на 3D-принтере. Создадут их специалисты Всероссийского института авиационных материалов и Фонда перспективных исследований. Сначала будут проведены НИР по разработке такого беспилотника, а в 2018 году предполагают поставить на беспилотник двигатель, полученный путем 3D-печати. Впервые в России беспилотник получит малоразмерный газотурбинный двигатель, произведенный таким способом. Первыми, кто его испробует, станут мишень «Дань-М» и «Зеница», беспилотный ударник.
Технологию печати для двигателя создали ученые Всероссийского института авиационных материалов. По сообщению гендиректора ВИАМ академика РАН Евгения Каблова, для этого использовалась технология послойного лазерного сплавления с использованием металлопорошковых композиций жаропрочного и алюминиевого сплавов. Аддитивные технологии позволили сделать двигатель с особенными параметрами, которые было невозможно получить при традиционном литье. Так, 3D-печать дала возможность сделать стенку камеры сгорания двигателя толщиной в 0,3 мм.
Впервые аддитивными технологиями воспользовались в прошлом году для получения завихрителя двигателя ПД.-14, который установили на MC-21 – «лайнер 21-го века». Опыт был успешен, и по сегодняшний день на 3D-принтере получили уже больше 200 завихрителей. На создание двигателя — от компьютерного моделирования до производства ушло 4 месяца. Евгений Каблов сообщает, что с помощью аддитивной технологии в тридцать раз ускоряется процесс изготовления по сравнению с прежде используемыми способами. Все детали двигателя созданы с материалов российского производства, это порошковые сплавы, основой которых служит никель и алюминий. Причем точность их изготовления несравнима с литьем, поэтому ручная доводка частей не нужна.
Академик отмечает, что двигатель уникален, так как будучи малого размера и имея вес 900 г, он управляется в автоматическом режиме, переходя в него самостоятельно, и так же как и крупные двигатели, сам регулирует подачу топлива. Созданный прототип двигателя обеспечивает тягу в 75 кг. Но она будет увеличена до 150 кг без значительного изменения веса двигателя. Это позволит устанавливать малоразмерный двигатель на разные виды беспилотных летательных аппаратов, в том числе, и на оперативно-тактические.
По заявлению заместителя гендиректора ФПИ Александра Панфилова, установки 3D-печати значительно поднимут производительность, снизят затраты энергии и поднимут коэффициент использования материала, доведя его почти до 1.