Система улучшенного видения повысит безопасность полетов
Технология улучшенного и синтезированного видения создана в России. Ее разработали исследователи Государственного научно-исследовательского института авиационных систем. Это первая подобная отечественная технология, предназначенная для летчиков гражданских летательных аппаратов. До сих пор такие системы производили за рубежом, они используются около десяти лет. В России над технологией улучшенного видения стали работать 8 лет назад. Разработчики рассчитывают, что российская технология заменит иностранные аналоги, которые применяются на российских воздушных судах. Система соответствует международному стандарту RTCA DO-315.
Она используется в целях улучшения информированности пилотов воздушных аппаратов и помогает принимать решения, когда самолет находится в условиях плохой видимости. По разъяснениям начальника подразделения технического зрения ГосНИИАС профессора РАН Юрия Визильтера, российская технология улучшенного видения усиливает видимость инфраструктуры аэродрома в плохих погодных условиях. Это возможно, благодаря показу на дисплее графического изображения пространства вокруг кабины самолета. Такая картинка обеспечивается сенсорными и геопространственными данными датчиков разного спектра и их обработкой.
Технология основана на фотограмметрии, когда на основании фотоизображений определяется положение объектов, их форма и размер, различные характеристики. Когда летательный аппарат идет на посадку в плохих метеорологических условиях – при обледенении кабины или сниженной видимости в тумане – система улучшенного видения помогает пилотам ориентироваться на основе объектов, чье месторасположение известно. Это могут быть детали рельефа поверхности, различные объекты аэродрома, ограничения возлетно-посадочной полосы в виде огней. На основе фотоинформации ситуации за бортом автоматика создает 3D-проекцию и показывает ее на экране дисплея.
Система создавалась совместными усилиями ряда предприятий: «Научно-конструкторским бюро вычислительных систем», АО «Квантово-оптические системы», «Раменским приборостроительным конструкторским бюро». Первый экземпляр системы улучшенного видения, представляющий собой прибор небольшого размера и веса в 2,5 кг, выдержал ряд испытаний: стендовую отработку, первичные летные эксперименты. На очереди – летные испытания. Исследователи уже испробовали прототип на малом самолете.
Как считает Сергей Коротков, генеральный конструктор, вице-президент по инновациям ОАК, такую систему синтезированного улучшенного видения ожидает большое будущее, она необходима гражданской авиации. При ограниченной видимости и плохих погодных условиях экипажу сложно принимать решения во время посадки и руления. Моделирование обстановки вокруг кабины необходимо. Иностранный опыт показал, что с новой системой значительно возрастает безопасность полетов. Особое значение имеет система с учетом требований импортозамещения.
Следующим этапом внедрения технологии станет ее международная сертификация.