Проблему буксировки самолетов предлагают решать по-разному
Авиационный тягач TaxiBot, созданный израильской компанией Israel Aerospace Industries (IAI), одобрен Европейским агентством по авиационной безопасности (EASA). Начала его использовать компания Lufthansa LEOS в аэропорту Франкфурта. С его помощью решается вопрос буксировки самолетов от стоянки до взлетно-посадочной полосы. Управление тягачом выполняется из кабины самолета при выключенных авиационных двигателях.
Пока TaxiBot используют для перемещения узкофюзеляжных самолетов, но к следующему году он будет сертифицирован и для транспортировки Boeing 747 и Airbus A380. TaxiBot с мощностью в 800 л.с. решают проблемы передвижения лайнеров в аэропорту и экономит, по данным компании Lufthansa, около 2,7 тысяч тонн топлива за год. Специалисты компании уверены, что тягач будет полезен и в российских аэропортах. Особенно в крупных, где буксировка занимает немало времени. По заявлению производителей TaxiBot, переговоры с российскими аэропортами уже ведутся, возможные партнеры оценивают перспективы сотрудничества.
В то же время российские производители предлагают другие способы решения для перемещения самолетов в аэропортах, альтернативные процессу буксировки. Этим занимаются специалисты холдинга «Технодинамика», бывшего «Авиационного оборудования». Их предложение состоит в создании устройства, интегрированного в систему шасси самолета. Фактически, это электродвигатель, который сделает возможным перемещение аппарата без включения двигателей. С таким устройством перонные тягачи не нужны, а самолет может двигаться самостоятельно, в том числе, хвостом вперед.
Разработка и доведение до серийного производства устройства потребует 600 млн. рублей инвестиций в этом году. Холдинг «Технодинамика» намерен показать его на МАКС-2015. Как сообщают представители «Объединенной авиастроительной корпорации», применение устройства на самолете SSJ-100 сэкономит 200 л топлива на каждой процедуре взлета. Если сегодня в отечественном аэропорту ожидание тягача затягивается до 15 минут, то применение альтернативного электродвигателя и отсутствие простоя самолета сэкономит $77 для каждого из них.
Решением проблемы снижения расхода топлива при рулении в аэропорту заняты и компании Safran и Honeywell. Их разработка электрической системы руления преследует цель снизить расход топлива при рулении для ближне- и среднемагистральных самолетов на 600 кг в день. Создатели рассчитывают значительно сократить и вредные выбросы, что вместе со снижением расхода топлива даст экономию до $200 тыс. в год на один самолет.