Беспилотники (дроны) как научный прогресс или будущее летательных аппаратов!
Возможность использования, в первую очередь для военных целей, беспилотных летательных аппаратов (другие названия – беспилотник, дрон, БПЛА) интересовала конструкторов практически с момента зарождения авиации. Аппараты такого типа наиболее актуальны в тех случаях, когда присутствие летчика слишком опасно, нежелательно, или просто невозможно.
Что такое беспилотник
Как следует из названия, это летательный аппарат, в котором нет пилота, а полет осуществляется либо в автоматическом режиме, либо управляется дистанционно оператором. Для ориентирования в полете БПЛА использует сигналы GPS/ГЛОНАСС.
В движение может приводиться как электрическим, используемым на маленьких аппаратах, двигателем, так и традиционным, вплоть до реактивного, на тяжелых ударных БПЛА. Есть модели, выполненные по вертолетному типу. Ведущие производители беспилотников предлагают модели разного назначения, весом от нескольких килограмм до ударных дронов весом в несколько тонн.
Запуск этих аппаратов может осуществляться аналогично самолету, например, американский «Global Hawk», а также со специальной установки или даже с рук, например, небольшой разведывательный AeroVironment RQ-11 Raven. Посадка осуществляется либо на аэродром, либо при помощи парашюта.
Применение дронов (беспилотников)
Активное использование беспилотников началось с 60-х годов прошлого века: для слежки за советскими ракетами на Кубе, для фоторазведки во время войны во Вьетнаме, Израилем во время войны 1973-го года, в ходе операции «Буря в пустыне», а также, практически, во всех последующих вооруженных конфликтах. Основным предназначением долгое время являлось проведение разведки, целеуказание, постановка помех, но все большее значение придается и возможности нанесения точечных ударов.
Помимо военного назначения, все чаще БПЛА используются в гражданских целях. С их помощью осуществляется мониторинг дорог и трубопроводов, лесного хозяйства, объектов промышленности, ведутся картографические съемки. Сфера применения может быть очень велика.
Российские беспилотники
Разработкой БПЛА в Советском Союзе занялись одновременно с США. КБ Туполева разработало беспилотники для разведки Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». СССР стал первым, кто начал разработку многоразового ударного БПЛА (проект «Коршун»).
С начала 80-х годов интерес сместился в сторону маленьких дронов. США, Израиль, другие страны активно стали представлять разработки таких аппаратов. К сожалению, в СССР не смогли оперативно переключиться на разработку такого класса машин. Те разработки, которые все же появлялись, например, полковой мобильный комплекс «Строй-П», не могли конкурировать с зарубежными моделями, а в результате последовавших политических событий, Россия сильно отстала в производстве БПЛА.
Вопросу разработки и производства отечественных БПЛА стали придавать серьезное значение только в последние несколько лет. Наряду с закупкой иностранных, в первую очередь израильских, беспилотников, стала появляться информация о начале работ над отечественными моделями.
В 2009-м году компания «Транзас» показала свой тяжелый средневысотный БПЛА «Дозор-600». Представлены также многофункциональный БПЛА «Орлан-10», предназначенный для разведывательных, поисковых целей; разведкомплекс «Искатель» с летательными аппаратами Т-4, «Элерон», БПЛА вертолетного типа «Ворон». Разработку тяжёлого ударного БПЛА начала компания «Сухой». ОКБ им. А.С. Яковлева работает на проектом под названием «Прорыв».
Беспилотник «Скат»
История перспективного российского, ударно-разведывательного беспилотника «Скат», разрабатываемого ОКБ «МиГ», замысловата, но, к сожалению, непродолжительна. Представ перед журналистами в виде полноразмерного макета на авиасалоне МАКС-2007, он вызвал большой интерес, т.к. практически никаких сведений о том, что «МиГ» занимается разработкой реактивного боевого беспилотника, не было.
«Скат» выполнен по схеме «летающее крыло» и лишен хвостового оперения. Вкупе с широким применением композитных материалов все это обеспечивает малозаметность для средств ПВО. В качестве силовой установки использовался бесфорсажный турборективный двигатель, являвшийся модификацией устанавливаемого на МиГ-29 двигателя РД-33. Для снижения заметности в тепловом диапазоне использовалось плоское сопло.
Самолетное шасси обеспечивает традиционный способ взлета и посадки. Во внутренних грузоотсеках могут быть размещены 2 ракеты Х-31 «воздух-поверхность» и «воздух-РЛС» или бомбы КАБ-500.
ПО имеющимся данным, не было изготовлено ни одного летающего прототипа. На данный момент этот проект закрыт, все наработки переданы в АХК «Сухой».