Для поддержки SS100 предлагают ввести НДС на старые самолеты
Минпромторг предлагает расширить поддержку российской авиационной промышленности, и в частности, производства Sukhoi Superjet. Для этого рассматривают вопрос о введении налога в размере 18% на ввоз в страну самолетов иностранного производства, если их возраст превышает 8 лет. Чиновники полагают, что результатом такой меры станет увеличение затрат авиаперевозчиков на НДС приблизительно на 24 млрд. рублей. С другой стороны, на отечественном вторичном рынке аппаратов в возрасте до 8 лет возникнет дефицит.
Возврат НДС на уровне 18% на летательные аппараты зарубежного производства, прослужившие более 8 лет, рассматривался с участием специалистов отечественных авиакомпаний и авиационных производителей на совещании у А. Богинского, заместителя министра промышленности и торговли. В связи с тем, что продажа самолетов российского авиапрома облагается НДС в 18%, принятие решения по иностранным судам обеспечит для них равнозначные условия на рынке.
Решение освободить самолеты иностранного авиапрома, ввозимые в Таможенный союз, было принято в 2010 году. Под это решение подпадали аппараты вместимостью в 50-300 пассажиров. Введение 18% НДС именно для самолетов, летающих более 8 лет, обсуждалось со специалистами Объединенной авиастроительной корпорации. Они полагают, что аппараты такого возраста конкурируют по цене с Sukhoi Superjet 100. В Россию ввозятся самолеты из зарубежья на условиях лизинга на срок в среднем до 8 лет.
Для остальных аппаратов зарубежного производства продолжают действовать пошлинные и налоговые льготы. В Минпромторге предлагают продлить их до 2023 года для летательных аппаратов, уже ввезенных в Россию, и до 2029 года для судов, которые будут ввозиться. Аппараты, помещенные под таможенную процедуру, предлагают освободить от пошлин и налогов на 12 лет, в отличие от ныне действующих 5 лет.
Статистика Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта показывает, что в России 80% самолетов, поступивших из-за рубежа, составляют аппараты ближне- и среднемагистральные, рассчитанные на 100-210 мест. В случае принятия предложения Минпромторга, придется платить НДС за самолеты Boeing 737 и Airbus 319, A320, A321, эксплуатируемые больше 8 лет. Российские авиакомпании используют 541 самолет иностранного производства. Из них 56% аппаратов эксплуатируется более 10 лет.
Чиновники нацелены на поддержку авиационной промышленности России. Как сообщает Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, в течение 2008-2014 годов авиакомпании страны ежегодно приобретали в среднем по 123 пассажирских самолета. Но поставки аппаратов российского производства были небольшими. Прогноз организации предполагает оплату 18% НДС для 60 самолетов ежегодно на протяжении 2017-2022 годов.
Как в Минпромторге, так и в Минтрансе считают, что в стране следует использовать российские самолеты. Минпромторг заявляет, что налоговые льготы разумно применять только для молодых исправных зарубежных самолетов. В то же время, АЭВТ выражает беспокойство по поводу граничного возраста иностранных самолетов в 8 лет. Это связано с тем, что на вторичном рынке страны не так уж много самолетов в возрасте до 8 лет.