Реактивные самолеты второй мировой войны
История появления ракетного самолета относится к истории развития ракет, непосредственно ракетный самолет можно назвать побочным продуктом, появившимся в результате ракетных исследований. К примеру, какую версию появления этой техники озвучивает популяризатор ракетного дела и известный американский историк Вилли Лей: в 1928 году Макс Валье, немецкий изобретатель, предлагал создать ракетный самолет из обычного с помощью обычной замены на ракетные двигателей внутреннего сгорания. По его мнению, постепенно уменьшая площадь несущих поверхностей и совершенствуя двигатели, можно будет в перспективе создать пилотируемую космическую ракету из такого самолета. Однако большого успеха в создании реактивного самолёта так и не было достигнуто вплоть до второй мировой войны.
Перед началом второй мировой войны советские инженеры А.М. Исаев и А.Я. Березняк из конструкторского бюро В.Ф. Болховитинова предложили проект «БИ-1» истребителя-перехватчика » с жидкостным реактивным двигателем. Проект одобрили, конструкторы начали работу и, несмотря на все трудности войны, сумели создать и построить опытный образец «БИ-1».
Первый в мире ракетный истребитель 15 мая 1942 года поднялся в воздух. Им управлял Е.Я. Бахчиванджи, летчик-испытатель. Испытания проводились до конца 1943 года, однако закончились они катастрофой. На испытательном полёте Бахчиванджи сумел достичь скорости в 800 км/ч. Но самолет на этой скорости вдруг перестал управляться и устремился к земле. Отважный испытатель и новая машина погибли.
За рубежом также испытывались реактивные самолеты, их разработка также велась до войны. В 1939 г. созданные в Германии экспериментальные самолеты фирмы «Хейнкель» 20 июня — Не 176 и 27 августа Не 178. В августе 1940 г. поднялись экспериментальный итальянский самолёты СС.2 и в мае 1941 г. английский E.28/39.
Первый самолет, который имел реактивный двигатель, «Messer-schmitt Ме-262» был создан только к концу второй мировой войны.
В 1944 г. «Messerschmitt Ме-262» запустили в серийное производство и в спешке отправляли его на фронт. Благодаря преимуществу в скорости «Ме-262» охотились за советскими поршневыми самолетами, побеждая в боях. Однако при развитии скорости, близкой к 800 км/ч, самолёт затягивало в пикирование, и уйти от него было невозможно.
Появившийся «Ме-262» на Восточном фронте в самом конце войны не сыграл большой роли в войне, но подстегнул ускоренное создание реактивных самолётов в других странах.
В результате реактивные самолеты к концу войны состояли на вооружении четырех стран — Англии (G.41А Meteor), Германии (He 162, Me 163, Ar 234, Me 262), Японии.
В советском же союзе реактивные самолёты создавались конструкторскими бюро А.И. Микояна и П.О. Сухого. Их самолёты «И-250» и «Су-5» в марте – апреле 1945 г. прошли успешное испытание, однако обстоятельства, сложившиеся в то время, не позволили запустить его в серию.
Серийные реактивные истребители СССР появились только после окончания войны: «МиГ-9» и «Як-15» в апреле 1946 г. и «Су-9» в 1947 г.
Реактивные модели самолетов
После второй мировой развитие реактивных самолётов пошло усиленными темпами. Одни модели сменяли другие. На сегодняшний день в строю находятся лучшие из них. Основные из них:
1. Ту-154. Пассажирский. Построено 935 штук. На данный момент выводится из эксплуатации из-за высокого шума и низкой топливной эффективности.
2. Ил-76, военно-транспортный, грузовой. Построено 960 штук. Производится по сей день и обновляется. Его разные модификации могут брать до 245 солдат или до 60 тонн груза.
3. Су-25. Штурмовик. Построено 1320 шт. Основной российский штурмовик. Эго эксплуатация планируется до 2020 года.
4. Су-27. Многоцелевой истребитель 4-го поколения. Построено около 600 штук.
5. Lockheed Martin F-35 Lightning II, разработанный в трёх вариантах истребитель США: наземный истребитель — CTOL, истребитель с вертикальной посадкой и взлетом – STOVL, палубный истребитель – CV.
6. Dassault Rafale, французский многоцелевой истребитель.
7. Boeing 737. Пассажирский среднемагистральный самолёт. Всего построено построено 6285 штук.
В данный момент ведутся разработки пассажирских реактивных самолётов Ту-444, SSBJ, Aerion SBJ, Quiet Spike, беспилотные гиперзвуковые Boeing X-51, NASA X-43 (Boeing X-43), SpaceShipOne и SpaceShipTwo для суборбитального полёта и так далее.
Малые реактивные самолеты
В последнее время развитие получила малые реактивные самолеты, используемые в данный момент большей частью бизнес-сообществом. Основные самолёты бизнес класса это:
1. Phenom 300. Он способен перевозить до 9 пассажиров на расстояние около 1800 морских миль.
2. Learjet 45-45XR — административный воздушный транспорт, который рассчитан на применение его на коротких взлетно-посадочных полосах. Он имеет стремительный набор высоты наряду с высокой скоростью полёта.
3. Hawker 400XP (Mitsubishi MU-300 D) является ярким представителем малых реактивных самолетов с двумя двигателями. К тому же Hawker 400XP – топовая модель корпоративного самолета.
Разработки в области малых реактивных самолетов дошли до того, что по лётным характеристикам они сравнимы со среднемагистральными. И в данный момент он стал излюбленным транспортом бизнес класса для элиты.