Серийное производство F-35 не за горами
В 2019 году Lockheed Martin обещает развернуть серийное производство F-35. Так, известно, что компания завершает подготовку сборочных станций для истребителей на двух своих производствах. На одном предприятии таких станций будет девять, на втором — семь. В настоящее время в помещениях для производства проходят работы по выравниванию пола, который впоследствии зальют бетоном. В производственном помещении намереваются поддерживать пониженное воздушное давление для легкого устранения частичек пыли и мусора от корпуса самолета.
В первом году серийного производства от Lockheed Martin ожидают 53 истребителя F-35, и общее количество самолетов такого типа достигнет 200 единиц. В результате истребителей F-35 станет больше, чем F-22. Главный сборочный завод компании в городе Форт-Уорт к 2020-му году выведут на полную мощность. За месяц на сборочной линии соберут 17 самолетов. К концу 2020 года предполагается нарастить общее число F-35 до 600 самолетов. Предполагается, что в распоряжении союзников США будет находиться 180 истребителей F-35.
Истребитель F-35 имеет сложнейшую конструкцию, насчитывающую 300 тысяч комплектующих. Компоненты самолета собираются больше, чем 1100 поставщиками, работающими не только в США, но и во многих других странах. Почти половина узлов истребителя производится иностранными предприятиями. В конструкции самолета используется огромное количество проводов и кабеля, общая длина которых оценивается в 16 миль или 30 км.
Первый самолет F-35 построен на итальянском предприятии Lockheed Martin, ожидается, что в 2017 году будет собран первый такой истребитель на японском предприятии компании.
Интересно, что огромное предприятие производит мало шума. Работы проходят очень тихо. Тишину нарушают только предупреждающие сигналы о том, что части самолета будут перемещать с одной станции на другую. Способствует тишине и отсутствие автомобилей возле предприятия, так как сотрудники и рабочие перемещаются на велосипедах.
Сборка предполагает одновременные работы по всем трем вариантам истребителя. И ведет ее один и тот же коллектив сотрудников. Между тремя вариантами F-35 разница в комплектующих узлах и деталях составляет до 30%. Конвейер обслуживают 2200 рабочих. Кроме того, в производстве участвует 1500 человек вспомогательного персонала.
Для первого истребителя F-35А, который собрали в 2006 году, было потрачено 160 тысяч человеко-часов. В настоящее время на сборку такого истребителя затрачивают 43 тысячи человеко-часа. Предполагается, что благодаря этому, к 2019 году самолет подешевеет до 80 млн. долларов.