Страхование авиационных рисков убыточно для страховщиков
Страхование авиационных рисков приносит компаниям все больше убытков. Ожидается, что к концу года убытки страховых компаний по защите авиационных рисков на 2 млрд. долларов превысят доходы. Высокая конкуренция на рынке приводит к регулярному снижению тарифов страхования, а риски в отрасли растут, что требует значительного увеличения тарифов. Эксперты называют нынешнее состояние рынка авиастрахования парадоксальным, когда при возрастании убыточности и объемов страховых выплат тарифы снижаются. По мнению Олега Зудина, руководителя дирекции авиационного и космического страхования СК «Согласие», причиной такого положения стала избыточная емкость рынка. Почти 60% страховых премий в сегменте собирают три страховые компании: СОГАЗ, «Ингосстрах», «АльфаСтрахование».
Первый заместитель председателя правления СОГАЗа Николай Галушин считает, что рынок авиастрахования страдает из-за высокой конкуренции, когда в борьбе за клиента компании не учитывают высокий уровень рисков. Директор по корпоративному страхованию СК «Альянс» Сергей Худюков сообщает, что многие компании демпингуют на рынке, предлагая необоснованно низкие тарифы страхования. К примеру, тариф на страхование самой распространенной в стране модели вертолета Robinson меньше в 2-3 раза, чем в США и Германии. Для самолетов коммерческой авиации страховые тарифы за последние пять лет упали в среднем в 2 раза, в том числе по некоторым рискам в 4 раза. Это касается разовых полетов и летных испытаний.
Аналогичная ситуация наблюдается в страховании ответственности аэропортов. Так, в страховании Внуково и Домодедово убытки страховщиков превышают полученную страховую премию в 2 или 3 раза, а тарифы на страхование ответственности постоянно снижаются.
Отрицательно сказывается на состоянии страхового рынка отрасли использование административного ресурса рядом компаний. Это отражается в проведении тендеров из расчета на определенного страховщика, что уничтожает здоровую конкуренцию и обоснованную андеррайтерскую политику. Выбор страховщика на конкурсе не соответствует требуемому уровню резервов и активов для надежной защиты рисков.
Повышения тарифов требует недостаточный уровень безопасности авиаперелетов. В этом году произошло немало крупных авиакатастроф. Международные брокеры оценили убытки в страховании авиаперевозчиков и авиакаско в 2 млрд. долларов, что превышает ожидаемый по итогам года объем страховых премий. Значительно выросли в текущем году военные риски, убыток по ним с начала года составил 600 млн. долларов при страховых сборах в 60 млн. долларов. Международные страховые компании намерены поднять тарифы по авиационному страхованию в размере от 30 до 50%, а по военным рискам поднять их в разы.